МБОУ "Шарагольская СОШ"
с.Шарагол, Кяхтинский район, республика Бурятия
  • О школе

    МБОУ "Шарагольская СОШ"

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Шарагольская средняя общеобразовательная школа"

    Руководитель: директор Богданова Нина Борисовна

    Дата создания образовательной организации: 01.09.1866 

    Учредители:  Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования "Кяхтинский район" Республики Бурятия, в лице Нимаева Бимбы Жигмитовича; МКУ РУО МО "Кяхтинский район" в лице Буянтуева Бимба-Даши Гончиковича.

    Адрес и место нахождения образовательной организации: 671835, Республика Бурятия, Кяхтинский район, село Шарагол, улица Октябрьская, дом 20.

    Режим: пятидневная рабочая неделя

    График работы: Понедельник - пятница 08.00 - 17.00, суббота, воскресенье выходной.

    Контактный телефон: 8(30142)37-1-10

    Адрес электронной почты: school_sharagol@govrb.ru

    История школы

    В 1866 (1867) годах в далёкой казачьей станице Шарагол открывается первая школа. Называлась она «сельская приходская двухклассная школа с пятью отделениями». Разместили её в маленьком двухкомнатном деревянном домике. И работали там всего два учителя. К сожалению, имена их установить не удалось.

    С 1886 года по 1888 год учителем работал Щербаков (инициалы тоже утеряны). У него учился Цокто Гармаевич Бадмажапов, который впоследствии был переводчиком и проводником у П.К.Козлова, есть также все основания предполагать, что в Шарагольской станичной школе учился и будущий переводчик и проводник экспедиции Пржевальского - казак Дондок Ранжуров. Историков, исследователей жизни Цокто Гармаевича Бадмажапова приводит в недоумение тот факт, что, внеся решающий вклад в открытие мёртвого города Хара-Хото в Монголии, этот человек остался в тени. Родился он в Шарагольской станице в 1879 году. Впервые встретился с П.К Козловым в 1898 году. Цокто тогда шёл двадцать первый год. К тому времени он окончил уже местную приходскую школу, успел поработать погонщиком скота, стать приказчиком одной из торговых фирм в Урге. У них завязались дружеские, тёплые отношения на долгие годы. Почти вся жизнь Ц. Бадмажапова была связана с Монголией. В 1925 - 1931 годах Ц.Г.Бадмажапов работал на различных должностях в правительственных учреждениях, кооперативных и строительных организациях Монголии. Но в 1931 году его выслали по необоснованным обвинениям. В сентябре 1937 года он едет в Новосибирск к своей падчерице Ольге Викторовне, там его и арестовывают. 9 декабря того же года он приговорён к расстрелу за участие в так называемом «антисоветском панмонгольском движении». 15 декабря приговор был приведён в исполнение.

    В 1914 - 1917 годах учителями Шарагольской школы работали супруги Паргичевские М.И. и Н.О., у них учились первые комсомольцы Шарагола: Русанова М.Г., Назимова А.Х., участники Великой Отечественной войны Носов Г.П., Поляков И.Р., полковник запаса Жаркой И.А., братья Ануфриевы Е.Ф. и А.Ф., будущий первый секретарь комсомольской ячейки, один из первых коммунаров - Игумнов И.Я.

    Шли годы. Страна переживала бурю за бурей. Но даже в самые тяжёлые, грозные годы школа работала. Во время Великой Отечественной войны она стала начальной. Почему? Вот воспоминания учеников тех лет: «До конца учебного года учились редкие. Уходили зимой: нечего есть, не в чем ходить. Бросали учёбу весной, так как начинались полевые работы. Родители в поле, а дети постарше оставались дома доглядывать младших». Не до учёбы было в I е годы ребятам 10-15 лет. Они собирали колоски, мёрзлую картошку, возили дрова.

    1949 год. Школа снова стала семилетней. Но каково было собрать ребят в школу? Дети прятались от учителей, ведь им надо было пойти в пятый класс, а у многих возраст подходил к совершеннолетию. В те годы занимались в трёх деревянных зданиях. В центре (вдоль улицы ) стоял дом с двумя выходами : парадный с покосившимся крылечком в улицу; «чёрный» - во двор. Внутри здание было просторным, в нём располагались два кабинета, а между ними - коридор. Полы не крашены, отопление печное, парты трёхместные, тяжёлые, покрашенные в чёрный цвет. В двух угловых домах по два кабинета, в одном доме даже отгородили уголок под библиотеку. Во дворе была спортплощадка: большое сооружение из брёвен буквой «П»; в верхнюю перекладину вставлен' шест, приделан канат, рядом турник, бум. Недалеко был разбит пришкольный участок. Чего только там не было! А поливали ведь из колодца. Всё это благодаря учителям Домышевой А.А., Воиновой  Л.Ф., Новосёловой Е.А., Соковиковой К.А., Волковой Е.А., Станкевич А.П., Чойбсонову Б.Ш. Аносовой К.П., Лихониной О.Ф., директором того  дружного, творческого, неунывающего коллектива был Кривошеин Вадим Фомич.

    В конце 50-х годов в Шарагольской школе обучалось уже 240 - 250 учащихся; учителей работало до 23 человек; завучем школы была Соковикова Клара Александровна. С 1959 по 1961 год директором назначен Гумпылов Даши Ринчинович (переведён из Кударинской средней школы ). Здание школы «продувалось всеми ветрами». Ремонт производили своими силами. Спасибо председателю колхоза Соковикову А.Н., который помогал строительными материалами, хотя ему на бюро РК КПСС за это объявляли выговор  («за растранжиривание строительного материала»). Но коллектив не унывал. Учителя Шадрина М.М., Квасов Н.И., Богданова Е.П., Пахирко Л.Г., Бобыкина В.А., Рябченко А.К. - целые дни проводили в школе. Они мастерили учебно-наглядные пособия,    изучали методические новинки, проводили педсоветы, методические объединения, собрания, выступали с лекциями на «точках» (а туда приходилось добираться пешком).  Нашей школе всегда везло на учителей. С 40-х по 90-е годы не было такого, чтобы не вёлся какой-нибудь предмет. Со всех концов страны ехали к нам учителя. Из Горьковской, Семёновской, Ульяновской, Саратовской, Курской, Ярославской, Ленинградской, Крымской областей, из Белоруссии, с Украины.

    В 1967 году было построено новое здание школы. В 1968 году провожали уже второй выпуск десятого класса. Коллектив учителей постоянно обновлялся; в 70-е годы в школу едут уже выпускники БГПИ города Улан-Удэ. Это ещё совсем молодые Нина Петровна, Евдокия Михайловна, Александр Иннокентьевич. Много воды утекло за полтора столетия. Много прекрасных учителей отдали нашей школе свои лучшие творческие годы. Более тридцати лет проработали в Шараголе Богданова Зоя Петровна, Соковикова Клара Александровна, Гумпылов  Даши Ринчинович, Богданова Екатерина Петровна, Бобыкина Валентина Алексеевна, Назимова Александра Ивановна, Григорьева Аграфена Иосифовна, Максимова Анна Александровна, Максимова Анна Семёновна, Курикалова Елена Иннокентьевна. Только за последние 50 лет в школе преподавало более двухсот учителей. Солидная цифра! И о каждом из них можно много рассказать хорошего, доброго. Ведь все они столько «подарили хорошего, столько добрых придумали слов». 

    В рамках реализации проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей в МБОУ «Шарагольская СОШ» был создан Центр образования «Точка роста». 29 ноября 2021 г. состоялось торжественное открытие Центра. Центр «Точка роста» создан для формирования условий повышения качества общего об-разования, в том числе за счет обновления учебных помещений, приобретения современного оборудования, расширения практического содержания реализуемых образователь-ных программ. Благодаря современному оборудованию у каждого обучающегося появи-лась возможность по-новому осваивать предметные области «Физика», «Химия», «Биология» по общеобразовательным программам. Работа Центра организована следующим образом. Созданы творческие объединения по направлениям «физика», «химия», в которых занимаются 24 обучающихся с 9 по 11 классы. Преподавание ведут Митрошина Е.А. и Аносова В.И. На занятиях кружков «Занимательная физика» и «Химия и экология» учащиеся работают над индивидуальными и групповыми творческими проектами. С использованием оборудования биологической лаборатории ученик 7 класса Бобыкин Максим, член объединения «Химия и экология», занял третье место на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по биологии.
    Кроме того, учителя активно применяют данное оборудование и на уроках, в образовательных целях: демонстрация видеофильмов, видеоуроков, проведении практических занятий, лабораторных работ, демонстрационных экспериментов.

    В 2022 году на базе МБОУ «Шарагольская СОШ» созданы два новых места дополнительного образования в рамках проекта «Успех каждого ребенка» по программам технической и социальной направленностей. Оборудованы два кабинета, осуществляется по-ставка оборудования. На сегодняшний день получены ноутбуки для кружка «Юный ин-форматик», 2 велосипеда, шлемы, магнитно-маркерная доска, 2 информационных стенда для работы кружка «Юный инспектор дорожного движения».

    Образование и формы обучения

    Форма обучения - очная

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития школы представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии, является организационной основой осуществления государственной политики в области образования.

    Программа составлена на основе анализа уровня развития  образовательного процесса  на данный момент и перспективы развития МБОУ "Шарагольская средняя общеобразовательная школа".

    Программа развития разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ, законом РФ «Об образовании в РФ», Национальной доктриной образования в РФ до 2025 г., приказами Министерства образования и науки РФ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального и основного  общего образования. Основные цели и задачи программы соответствуют Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, учитывают социально-экономические, культурные, демографические и другие особенности окружающего социума.

    В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания.

    МБОУ "Шарагольская средняя обшебразовательная школа» - это многофункциональное учреждение, реализующее образовательные и воспитательные задачи в объединенной структуре, включающей в себя начальное общее, основное общее и дополнительное образование.   Для достижения своих целей школа выбрала стратегическую идею – создать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

    Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций, сохраняя свое здоровье, обучаясь способам безопасного труда. В своем представлении о том, какой должна быть наша школа, мы исходили из следующих позиций:

    -        школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития, которая обеспечивает изучение достижений прошлого и технологий будущего. Вовлечение ребят в исследовательские проекты и творческие занятия научит их изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
    Выпускники смогут самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

    -       школа - это школа для всех, так как обеспечивает успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации с учетом  возрастных особенностей школьников.

    -        школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

    -        школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

    - школа - это современная инфраструктура со  столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

    -        школа - это современная система оценки качества образования, которая обеспечивает достоверной информацией о качестве образовательного процесса в школе.

    Школа должна  быть конкурентоспособной и престижной, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне.

    Решение поставленных задач возможно в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного педагогического пространства.

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie